ПредисловиеВ 1588 году молодая англичанка, вглядываясь в морскую даль, увидела испанскую армаду, состоящую из 130 вооруженных кораблей, собирающихся завоевать остров. Женщина ждала ребенка. Представшее ей зрелище напугало ее настолько сильно, что у женщины начались преждевременные роды. Ребенок, появившийся на свет, стал одним из величайших европейских государственных деятелей. Он жил в то время, когда Англия была разорена гражданской войной и бесконечными религиозными столкновениями. Томас Гоббс писал, что человек без государства пребывает в состоянии постоянного страха: страха неопределенности, страха быть завоеванным и более всего — страха перед смертью. Естественным состоянием человека, по его мнению, была война всех против всех. Он предупреждал, что если не будет предпринято ничего радикального, человеческая жизнь станет «одинокой, бедной, отвратительной, звероподобной и короткой» (см. Самуэль Енох Стампф. «От Сократа до Сартра: история философии», 1982, с. 223, 225). Где же выход? Гоббс считает, что существует только один путь: люди должны подчиниться единой силе, которая объединила бы все их желания в одно целое и обладала бы абсолютной властью над ними. Эта верховная власть, сосредоточенная у одного человека или группы людей, имеющих в руках право на абсолютную гегемонию над народом, положила бы конец тем ужасным условиям, которые сделали жизнь народа такой пугающей и нестабильной. Другими словами, в обмен на все свои права люди получают мир и безопасность. Подобную передачу власти, от народа к властелину, Гоббс называет заветом (соглашением) (см. там же). Но идея о завете берет свое начало не в работах Томаса Гоббса. Тысячи лет тому назад Бог заключил соглашение с Израилем, соглашение, корни которого фактически уходят в еще более далекое прошлое. В отличие от соглашения Гоббса, которое должно быть инициировано и провозглашено людьми, Инициатором и Глашатаем этого соглашения был истинный Повелитель, Творец неба и земли. Соглашение Гоббса мотивировано страхом, в основе Божьего завета лежит любовь, которая привела Христа на крест. Благодаря Кресту у нас есть возможность воздавать Властелину любовью, так как Он наделил нас совершенной праведностью и святостью, которые существуют в Нем Самом, праведностью и святостью, которые содержат обещание вечной жизни. В договоре, предложенном Гоббсом, людям необходимо было полностью подчиниться властелину, как и нам тоже необходимо подчинить наш греховный образ жизни, наши нелепые действия, наши страсти, наши страхи и наши искаженные представления об истинном и ложном нашему Властелину. Но мы делаем это не для того, чтобы получить что-либо взамен, но потому, что нам уже отдано лучшее из того, что только может дать нам Властелин, — Своего Сына, Иисуса Христа, и искупление, обретаемое только в Нем. Наконец, подобно тому, как, по Гоббсу, правителю предстояло принести мир, безопасность и свободу, истинный Властелин совершает то же самое, только гораздо превосходнее, ведь Он имеет власть над смертью, а ее человек боится больше всего. Обещания в соглашении Гоббса теряют свою силу и перестают существовать у смертного порога. То же, что обещает нам Повелитель, продолжает жить, даже когда время разрушает могилы. Это та надежда, которую ни один земной правитель, ни одно земное соглашение не в состоянии предложить. В этом квартале мы будем изучать Божий завет (соглашение): что он из себя представляет, что предлагает и каковы его требования. Хотя пособие составлено на основе нескольких источников, в основе его лежат работы доктора Герхарда Хазела (1935—1994), чье понимание Слова (в котором раскрыты обетования завета) ободряет, дает надежду и помогает нам вникнуть в то, чего, вероятно, никогда не удалось постичь Томасу Гоббсу: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18). |